Нюансы земельной реформы в Казахстане
Как показали исследования, провести анализ использования земель и производственно-финансовой деятельности действующих крупных и сверхкрупных сельхозпредприятий становится трудновыполнимым действием. Органы статистики, ссылаясь на Закон РК «О конфиденциальности предпринимательской деятельности», не предоставляют ученым никаких данных о крупных и сверхкрупных размерах хозяйств по закрепленной за ними площади сельхозугодий. Холдинги (зерновые компании) не проходят государственную регистрацию и не предоставляют полную отчетность по их деятельности. Отсюда вывод: для государственных органов по управлению земельными ресурсами остается тайной их производственная деятельность.
Методика
Поговорим о том, что из себя представляют подходы к разработке методики предельных (максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых казахстанцам для ведения сельскохозяйственного производства.
Методика предполагает разработку рекомендаций по установлению предельного (максимального) размера земельного участка сельскохозяйственного назначения для физических и юридических лиц, ведущих сельскохозяйственное производство по видам сельскохозяйственных угодий – пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, в том числе на орошаемых землях, с учетом природно-хозяйственных зон региона, структуры сельскохозяйственного производства, а также социально экономического и демографического состояния региона.
Для этих целей на первом этапе произведен выбор административных районов с типичными для природной зоны условиями производства сельхозпродукции.
С применением метода типологизации выбранных районов из общей площади земель сельскохозяйственного назначения области производится анализ сложившейся структуры земель административных районов по их фактическому использованию для организации и ведения крестьянских хозяйств, а также негосударственных юридических лиц. Необходимым условием является оценка качественного состава пахотных земель и культур, технического состояния сенокосно-пастбищных угодий для определения потенциальных возможностей использования имеющихся ресурсов.
К числу основных показателей, характеризующих эффективность использования земель в административных районах, следует отнести:
- стоимость валовой (товарной) продукции сельского хозяйства и вспомогательных производств, а также стоимость оказания услуг на площади 100 га сельхозугодий (пашни);
- площадь сельскохозяйственных угодий и пашни на одно крестьянское хозяйство и одно сельхозпредприятие;
- удельный вес инновационных технологий в структуре посевов (не менее 50%);
- поголовье животных по видам, в том числе в пересчете на условную голову;
- фондооснащенность на площади 100 га пашни;
- удельный вес новой техники в структуре машинно-тракторного парка;
- обеспеченность трудовыми ресурсами;
- производительность труда.
Эти показатели в сравнении со среднеобластными дают реальную картину состояния использования земель и уровня эффективности производства в выбранных административных районах.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |