Экологические проблемы Казахстана

2 мая 2024 - ekaterina1
article1231.jpg

В свое время в советской Алма-Ате работали десятки крупных фабрик и заводов, но гектары садов и парков спасали положение. С 1990-х в ходе бесконтрольной вырубки зеленых насаждений ситуация изменилась с точностью до наоборот. Председатель Экологического союза Казахстана «Табиғат» Мэлс Елеусизов неустанно твердит, что в Алматы самая острая проблема — грязный воздух. Большинство предприятий не действуют, зато город тонет в транспорте, а зелень с каждым годом убывает. Кроме ужесточения требований к личному транспорту граждан, государству нужно развивать общественный транспорт, считает главный «зеленый» страны, создавать более привлекательные условия для велосипедистов, как это делается в Европе. Частично, но уже облегчает транспортную загруженность метро.

 

Однако без интенсивных мер по защите окружающей среды в мегаполисе, природа сама не справится с таким давлением человека.

 

Кафедра коммунальной гигиены Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова исследует атмосферу Алматы с 2010 года. Главными загрязнителями воздуха специалисты считают тяжелые металлы и мелкодисперсные взвешенные частицы пыли (ВЧ) размером менее 10 мкм (для сравнения, толщина человеческого волоса колеблется от 80 до 110 мкм). Эти же частицы по опасности для организма отнесены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) к приоритетным загрязняющим веществам.

 

Размер ВЧ - основного загрязнителя воздуха города

 

Опубликованные в 2022 году в «Вестнике КазНМУ» результаты исследований демонстрируют, что концентрация пылевой фракции (в мг/м³) в воздухе опытного района южной столицы (местоположение не называется) с незначительными год от года колебаниями +/- неуклонно увеличивалось. Если в 2010 году показатель равнялся 0,12 мг/м³, то в 2019-м он вырос в 0,19 мг/м³. Соответственно, коэффициент опасности (hazard quotient) HQ развития неканцерогенных заболеваний также вырастал: с 2,4 HQ в 2010 году до 3,8 HQ в 2019-м.

 

Адские машины

 

Настоящим бедствием для нашего города, впрочем, как и для большинства мировых мегаполисов, стал обычный автомобиль. Именно транспорт с его выбросами вредных веществ — основной загрязнитель атмосферы Алматы. Рост численности «легковушек», грузовиков и прочих колес за последние годы, проблемы в обеспечении эффективного трафика по магистралям города — все это ухудшает воздух.

 

По данным Управления дорожной полиции городского Департамента внутренних дел, транспортные средства, зарегистрированные в Алматы, плюс ежедневно бороздящие улицы иногородние авто переваливают за 800 тыс. единиц. А ежегодный прирост составляет около 40 тыс. (!) автомобилей. Подавляющее большинство по типу составляют легковые авто — около полумиллиона машин. Среди них моделей, передвигающихся с помощью более экологичных дизельных и газовых двигателей — около 6000 и 1000 соответственно. А работающих на смешанном топливе и вовсе 700...

 

Неудивительно, что когда в 2022 году исследовательское агентство «Рейтинг.kz» в сотрудничестве с «Казпотребнадзором» опросили алматинцев и по итогам ответов составили рейтинг проблем города, высокий уровень загрязненности воздуха оказался на 2-м месте среди 26-ти.


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий